Прошу к столу


306

 

В Луганск приходит новый для города, но уже модный и популярный в Украине вид досуга – клубы настольных игр. Горожан привлекает их доступность и демократичность, а идут сюда за яркими эмоциями и роскошью простого человеческого общения

С развитием социальных сетей многие луганчане начали играть: лопать шарики, искать предметы и красть друг у друга выращенные на виртуальных фермах овощи. Но сегодня, похоже, Луганск уже устал от цифровой эпохи. Все больше людей выключают мониторы и планшеты и отправляются в клубы настольных игр.

Зачастую это обычная квартира или офис. Но главные предметы мебели здесь – стол и много расставленных неподалеку стульев. В клубе можно как поиграть в приглянувшуюся «настолку», так и купить ее. Посетители платят почасово: в среднем, час игры стоит около 10 гривен.

Глаза в глаза

Главное отличие настольных игр от виртуальных – живое общение. Здесь – совсем другие ощущения, поскольку подключаются все органы чувств: зрение следит за мимикой и жестами противника, слух воспринимает интонации. Кроме того, подключаются тактильные ощущения.

Для абсолютного большинства людей первая ассоциация, приходящая в голову со словами «настольные игры», – «Монополия». Легендарная экономическая стратегия в этом году отметит юбилей – 90 лет со дня первой версии. Современные же «настолки», как говорят луганские игроки, далеко ушли в развитии: та же «Монополия» – примитив по сравнению с новыми сложными стратегиями.

Игре все возрасты покорны

Возрастных и половых ограничений для посетителей клубов нет. Типичный портрет завсегдатая луганского клуба – парень или девушка интеллигентной наружности. Большинство – студенты или недавние выпускники вузов.

– Приходят обычно люди от двадцати до тридцати лет. Большая часть – мужчины, но если говорить о пати-играх, подавляющее большинство у нас женщины. Многие пришли в настольные игры из компьютерных, – рассказывает администратор одного из луганских клубов. – Новичкам непривычно куда-то приходить, играть в незнакомые игры. Они обычно приходят компаниями.

Город засыпает, просыпается мафия

Настоящая королева луганских игровых клубов – известнейшая «Мафия». Формально ее не относят к настольным играм, но практически в любом клубе можно встретить людей под номерами, с подозрением рассматривающих друг друга за круглым или иной формы столом. В нашем городе регулярно проводятся турниры и соревнования по мафиозной игре.

В «Мафии» – детективный сюжет: в городе каждую ночь убивают честных жителей; граждане устали от произвола и стараются своими силами разобраться с преступностью. Участникам раздают карты. Черная масть означает, что на эту игру вы – мафиози, красная – честный житель. Из 10 игроков трое мафиози, один из которых Дон. Честных жителей – 7, среди них Шериф. Шериф может проверить на честность одного человека за одну ночь.

Дон может проверить красных и узнать, кто Шериф. Игровой период делится на день и ночь. В темное время суток бодрствует мафия и убивает честных жителей. Днем честные горожане, узнав о случившейся трагедии, ищут убийцу. В ход идут логика, интуиция, знание особенностей body language (языка телодвижений).

Если новичка-мафиози вычислить легко, то опытный игрок ни за что себя не выдаст. Но тем интереснее и сложнее становится игра. Заканчивается партия, когда честные жители раскрывают всю мафию. Либо – гибелью всех граждан.

Как здорово, что все мы здесь…

Посетители луганских клубов говорят, что настольные игры – это вечное хобби. По крайней мере, пока люди остаются существами социальными. Собираться вместе за одним столом – вот главная ценность. Плюс, конечно же, это качественная разминка для мозгов.

 

Экспертное мнение

Сергей Кикоть, администратор клуба «Мир настольных игр», г. Луганск

Вообще, настольные игры – недешевое удовольствие, и для открытия клуба нужны немалые вложения. Цены на качественные игры стартуют от 250 грн., а если игра сложная, на «подумать» – от 400 и выше. Вообще, игры надоедают рано или поздно, поиграешь в нее раз 10 – и забросишь. А в клубе сначала можно прийти, попробовать поиграть, если понравится – купить. Например, у нас в ассортименте больше 40 игр.

В клубе уже есть постоянные клиенты, костяк. По средам – «Мафия», по субботам – разные игротеки: через группу «Вконтакте» идет голосование, выбираются игры. Люди обмениваются контактами, общаются, образовываются парочки.

Общение и игры проходят, в основном, очень дружелюбно. Большинство игроков – интеллектуалы, не переходят на личности. Бывают молодые сложные ребята, но это, наверное, юношеский максимализм.

В клуб приходят за эмоциями, живым общением, но есть все-таки и соревновательный момент, хочется выиграть. А еще игры развивают мышление. Как в шахматах – умение мыслить на несколько ходов вперед, следить за ситуацией, предугадывать мышление и поведение противника. Хотя есть и простенькие игрушки – на скорость, реакцию.

Хотелось бы привлекать больше людей. Игроки приходят, подтягиваются, но достаточно медленно. У многих нет понимания, что это такое. Когда уже поиграют, выходят: «Да, классно!», и приходят опять. А другим пора расширить представление, выйти за пределы советских настольных менеджеров и «Монополии».

 

Справка

Сегодня термин «настольные игры» сильно размыт. Есть пати-игры для больших компаний. Они носят больше развлекательный характер, где люди получают удовольствие от общения друг с другом: это «Мафия», «Активити», «Алиас»… Есть игры на реакцию: «Дженга», «Башня», «Бамбалео», – в них ты стараешься сделать ход так, чтобы ничего не разрушилось. В играх американской школы большую роль играет сюжет, повествующий о выживании. Он развивается через броски кубиков и сопутствующие им расчетливые действия («Ужас Аркхема», «Манчкин»).

В европейских аналогах, наоборот, есть небольшие партии с малым влиянием показателей кубиков. Часто все это подается через экономические механики («Колонизаторы», «Каркассон», «Энергосеть»). В кооперативных играх нужно сражаться «против стола», для достижения общей цели: здесь важны слаженные командные действия, заранее просчитанные, обговоренные. А в играх с предателем, наоборот, есть кто-то со своими интересами, что нагоняет интригу и создает недоверие («Звездный Крейсер «Галактика»). Наконец, филлеры – легкие игрушки от пяти до тридцати минут: часто карточные, в них не нужно много думать – важны скорость и реакция.

Андрей Аношин

Добавить комментарий