Прозревающий грядущее


827Подчас художники, писатели, творцы в силу отпущенного им свыше дара становятся пророками – предвосхищают в своих творениях события будущего. Сегодня в гостях «Реальной газеты» киевский художник Иван Хивренко. Человек, чьи картины постапокалипсического Киева давно ушли в народ и стали расхожей иллюстрацией «Краха проекта Украина». Сегодня, к сожалению, его пророчества обрели плоть и кровь – в прямом смысле этого слова…

 – Своей известностью Вы обязаны, в первую очередь, серии «Постапокалиптический Киев». Расскажите краткую историю создания этих полотен? Каков их размер, техника исполнения? Какова выставочная история и сегодняшняя судьба?

– Два с половиной года назад мне позвонили и предложили встретиться. Эта встреча положила начало моего знакомства с Игорем Беркутом. После недолгого нашего обсуждения темы, и с учетом его пожеланий, я приступил к эскизам. Изначально была задумка написать одну картину, но после представленных на выбор эскизов, без обсуждений было принято решение делать серию.

Размер работ метр на два. Касательно техники, там всего понемногу: и компьютерная обработка, и акрил, разные фактуры и т.д. Назовем это авторской техникой, так будет честно. По завершению, сотрудничество продолжилось уже на выставочной почве.

В сентябре 2012-го года в галерее «Арт-Холл» прошла выставка, где вместе с другими художниками из Казахстана, России, Украины, была выставлена «Апокалипсическая серия». Кстати, тема и название выставки соответствовало – «От Утопии до Антиутопии». На фоне последних событий в Киеве и вообще в стране мне, если честно, не хотелось бы спекулировать на этой теме. Но так произошло, что отчасти то, что я два года назад изобразил на картинах этой серии, плавно приобрело реальные очертания, особенно за последние дни, к сожалению.

– Ощущаете себя провидцем?

– Повторюсь, – спекулировать на фоне последних событий – считаю неэтичным. Однако произошло то, что происходит, то, что мы видим собственными глазами. Эти картины написаны два года назад, а впервые выставлялись полтора года назад. Тогда говорили, мол, утопично и не дай Бог, чтобы воплотилось наяву. Ну, и вот, что мы видим сегодня. Даже не хочу об этом говорить.

– Если поступят заказы на создание копий этого цикла или отдельных картин – Вы напишете? Какова будет стоимость такого полотна?

828– Посмотрим, возможно, да. Хотя такая штука, как материализация мысли, как оказалось, имеет место в нашей жизни, а может, и просто совпадение. Касательно стоимости – не знаю, это вопрос договоренностей сторон. А вообще, кто знает, каков будет эквивалент оплаты – может, деньги, а может, бензин, мука, медикаменты или оружие.

– Каков был Ваш путь в живопись? Ваши духовные учителя, вдохновители?

– Путь обычного ученика художественной школы, а после – студента Украинской Академии искусств. Духовными учителями были, пожалуй, книги, кинематограф, музеи. Там есть много полезного и вдохновляющего.

– Вы известны и как живописец, и как иллюстратор игр и книг. Чего больше в Иване Хивренко – художника-станковиста или иллюстратора?

– И того, и того. Я с удовольствием берусь за любую работу, если она интересная. Так же мне по душе и другие направления в изобразительном искусстве, например, монументальная живопись, скульптура.

– Какова Ваша главная мотивация как Творца?

– Профессионализм, любовь и уважение к работе, наполнение смыслом того, что делаешь.

– Что для Вас искусство – поиск высших смыслов, выражение своего «Я», прибыльное ремесло?

– И первое, и второе, и третье.

– Для Вас искусство является основным источником заработка? Живопись или иллюстрации – что кормит сегодня?

– Я бы не разделял занятия живописью с иллюстрированием книг. Разница, конечно, есть – это и техника, в которой исполнены работы, размеры, композиционные и стилистические нюансы, но по сути, задачи и законы везде одинаковы.

Да, искусство это то, что меня кормит. Причем, очень приятно заниматься любимым делом, плюс получать за это вознаграждение: как моральное, так и финансовое.

– Насколько вообще Вы успешны, как художник? В каких музеях, галереях и частных коллекциях находятся Ваши работы?

– Ну, насколько я успешный или… – покажет время. А касательно местонахождения картин, то работы, как правило, находятся в частных коллекциях как в Украине, так и за рубежом.

– Насколько насыщена Ваша выставочная деятельность?

– Время от времени – это не самоцель.

– Сколько времени в день Вы пишете, и сколько времени в среднем уходит на одну картину?

– Бывает по-разному, может, как говорится, на одном дыхании, а бывает, что приходится и упираться – как попрет.

– Какие инструменты и материалы Вы используете в работе?

– Все, что есть у художника под рукой, все, что помогает выразить мысль.

– Есть ли художник или школа, повлиявшая на Ваш стиль?

– Пожалуй, собрание «Всемирной истории искусств» и музеи Украины, России, Европы.

– Ваше отношение к жанровым нишам? Где Вам наиболее комфортно? Пишете ли Вы художественные стандарты: натюрморты, пейзажи, портреты?

– Я не стандартизирую и не разделяю жанры. Комфорт можно ощутить, занимаясь любым направлением изобразительного искусства. Главное, с любовью, проникновением и интересом.

– Пересекаетесь ли Вы с официальным миром живописи? Состоите ли членом какого-либо Союза, участвуете ли в его жизни?

– С 2008 года я член Союза Художников Украины, секции монументально-декоративного искусства. С официальным миром живописи пересекаюсь редко.

– Если ли у Вас какая-то своя богемная тусовка – среда общения и обмена мнениями с коллегами по цеху?

– Встречи в мастерской с друзьями, однокурсниками, соцсети.

– Некоторые Ваши картины очень популярны и ушли в народ. Есть ли у Вас ученики? Родились ли Ваши эпигоны, плагиаторы?

– Наверное, да. Мне говорили о том, что в сети есть похожие работы. Но, пожалуй, не ученики и плагиаторы, а подражатели.

– Вы, наверняка, знаете многих украинских художников. Как Вы можете оценить их сегодняшний уровень?

– У тех художников, с которыми я поддерживаю связь и дружбу, профессионализм на очень достойном уровне.

– Каково вообще место национальной культуры на современной карте мира? Есть ли будущее у украинской школы живописи?

– Место всегда есть, было и будет, но будущее украинской школы, ее место и актуальность в мире зависит от настоящего.

– Планируются ли Ваши выставки в Луганске, и что для такой выставки нужно?

– Если честно, то о планах сделать выставку я не задумывался. Для достойной экспозиции нужно еще поработать.

 

Справка

Иван Александрович Хивренко. Родился в г.Киев 13 ноября 1976 года. В 1987-1994 гг. учился в Республиканской художественной средней школе им.Т.Г. Шевченко.

1994-2000 гг. – студент факультета станковой живописи Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (специальность художник-живописец, мастерская профессора В.И. Гурина).

Будучи студентом, принимал участие в различных всеукраинских и международных выставках, конкурсах, пленэрах.

Работает в разных жанрах. Предпочтение отдает тематическому пейзажу, разнообразным техникам монументальной живописи, также занимается книжной иллюстрацией. Сотрудничает с российскими издательствами «Эксмо» и АСТ.

Работы художника находятся в частных коллекциях Словении, Швеции, Канады, России.

С 2008 года член Союза художников Украины.

Беседовал Глеб Бобров