Первая церковь Луганщины


409

Северодонецк в этом году отметит свое 80-летие. Статус города он приобрел только в 1958 году, так что, по историческим меркам, – совсем молодой. А первый православный храм в нем был освящен лишь в 2000 году. Но, оказывается, что в Северодонецком благочинии находится старейший храм Луганщины, да и, пожалуй, всей территории украинской части Донбасса.  Сегодня Северодонецкому городскому совету административно подчинены десять поселков и сел. И некоторые из них имеют весьма давнюю историю, как, например, поселок Боровское, который считается одним из первых поселений Донбасса

Свято-Николаевский храм поселка Боровское имеет все основания отметить 9 марта 2014 года свое 320-летие. Религиозная община с собственным помещением для богослужений в Боровском существует с 27 февраля (по тогдашнему стилю) 1694 года. Именно в тот день Патриарх Московский Адриан передал антиминс в построенную церковь Боровского городка.

Это была первая церковь в Придонцовом Порубежье. Донское казачество церковным строительством не слишком занималось. В 1650 году в своей столице они построили Черкасский собор, который сгорел в 1687 году. Но было еще немного часовен в станицах. В 1670 году была освящена еще одна церковь в Межигорской пустыне близ Усть-Медведицкой станицы. Да и живя рядом с кочевниками, которые считали эти территории своими, строить церкви или какие-то другие величественные сооружения не приходилось. Гонимые из подмосковных земель раскольнические священники обходились без церквей, как поп-старовер Феодосий, что проповедовал на реке Жеребец, затем перешел в Боровское, далее – в Айдарскую станицу. Но такие бесконтрольные «пришлые попы», как писалось в доносах, «за великих государей и за свого патриарха Бога не молят… и многих старых казаков перекрещивают».

Когда молодой царь Петр задумал идти на Азов, то должен был задобрить донцов и усилить здесь свое влияние. С раскольниками, которых к этому времени становилось все больше среди донского казачества, начали бороться не только оружием. Кроме некоторого послабления, начали за государственные средства строить церкви, куда патриарх лично направлял священников, а «бродячих попов» запрещалось принимать. С 1694 по 1700 годы в девяти донских городках за царские деньги были построены церкви. Боровское было первым, где построили церковь, и куда 27 февраля 1694 года был передан антиминс. Греческое слово антиминс означает «то, что вместо престола». Антиминс представляет собой освященный и подписанный епископом льняной прямоугольный плат с особыми изображениями возложения Иисуса Христа в гроб. Он имеет небольшой зашитый карман, куда вложены частицы святых мощей. Без антиминса не может осуществляться литургия. Но в то время этой территорией занимался лично патриарх, потому что она не входила еще ни в одну из епархий. Поэтому антиминс в Боровском городке был подписан лично патриархом, а за деньги царя Петра I была построена церковь, приобретены иконы и все необходимое.

Однако открытие церквей с подконтрольными священниками не слишком помогло царю, ибо в 1707 году боровчане поддержали восстание под руководством Кондратия Булавина, на стороне которого были раскольники Дона и его притоков. За это восставшие городки были сожжены, повстанцев казнили или сослали в Азов на строительство крепостей. Петр I запретил селиться донским казакам западнее Луганского городка. Станица Луганская осталась в составе донского казачества, потому что не поддержала повстанцев. Так кончился недолгий период принадлежности боровчан к донскому казачеству.

А вот эта первая церковь, похоже, не сгорела в огне Булавинского восстания. Ученый-богослов, архиепископ Филарет (Гумилевский) писал, что когда жители Боровского переселялись подальше от Донца, то и церковь перенесли. Но она была уже тесной. Потому через некоторое время ее продали в слободу Петропавловку Славяносербского уезда, а себе построили больший храм, который освятили в 1795 году именем Святителя Николая.

Известно, что в 1776 году, когда церковь переводили из состава Воронежской в Славянскую и Херсонскую епархию, при ней находилось 164 приходских двора. При ней тогда служили Кирилл Литовченко и Иван Петров – уживались украинец с русским. Интересно, что много украинских священников служили и в соседних церквях однодворческих слобод: в Староайдарской – Стефан Воскобойников, в Кременной – Иван Коталевский и Василий Комаревский, в Сухоревской – Кузьма Вишневецкий, в Муратовой – Марк Коробчевский.

В 1873 году прихожане построили новую каменную церковь по проекту Харьковского епархиального архитектора Федора Ивановича Данилова. Время не пощадило верхние надстройки: колокольня высотой 38 метров и барабан с куполом над собственно храмом были разобраны в 1935 году. Рисунок церкви, какой ее видел архитектор, сохранился в книге «Православные храмы Харьковской губернии 1681-1917». Недавно построили надвратную звонницу. Но свое 320-летие первая церковь Донбасса встречает не в первозданном и в приземленном виде.

Сергей Каленюк, краевед (член Национального союза краеведов Украины)

 

 

Добавить комментарий