«Нимф()манка»


825Часть 1: Любовь здесь больше не живет

Едва закончив работу над прошлым фильмом, «Меланхолией», Ларс фон Триер заявил: «Теперь я буду снимать порнофильм». Эпатажный датчанин не обманул

Снятого вошедшим во вкус Триером материала оказалось на целых 10 экранных часов, и автор категорически отказался сокращать его для проката. В результате, сами продюсеры все же несколько урезали картину (убрав, главным образом, откровенные крупные планы) и разделили ее на две части.

А поговорить?..

Впрочем, объявление «Нимфоманки» жесткой порнографией с голливудскими звездами в главных ролях оказалось сильным преувеличением. Секса в фильме действительно много, но в целом это, скорее, философская притча о чем угодно, но не о сексе как таковом. К тому же Триер вновь использовал прием, который несколькими годами ранее опробовал в «Антихристе»: в жестких сценах секса актеров заменяют порно-дублеры.

Сюжет «Нимфоманки» максимально прост: пожилой интеллектуал, живущий в неком нереальном, неуютном и малопригодном для жизни городе, спускается за рогаликом и находит во дворе окровавленную, избитую женщину по имени Джо. От вызова скорой она отказывается, но просит угостить ее чаем. Пока сохнет одежда, гостья рассказывают историю своей жизни, проведенной, по ее собственным словам, во грехе: в юном возрасте Джо открыла в себе непреодолимую тягу к сексу и «начала спать со всеми подряд». При этом яркие эмоции у нее вызывали лишь двое мужчин – умерший отец и «парень на мопеде» по имени Джером. Ее собеседник, приютивший Джо, увлеченно слушает и комментирует все с позиций холодного разума (но не морали!). Центральный дуэт, умник (профессор непонятно каких наук) и нимфоманка – это, как рассказывали участники съемок, две стороны самого Триера. «Госпожа Бовари – это я», в свое время говорил Флобер. Противостояние жадного до удовольствий тела и крючкотворствующего ума.

Весь мир – в театр

Фильм Триера до краев наполнен ссылками, реверансами и аллюзиями ко всему корпусу мировой культуры. Профессор, оказавшийся рыбаком, много и жадно говоривший о рыбалке, и женщина, отдававшаяся множеству мужчин… Говорить о сходстве с Христом и Магдалиной излишне. Или фрейдовское «Оно», дикое id, противостоящее сдерживающему его из последних сил разуму…

Попутно Триер водит зрителя по некой галерее популярных достижений человеческих духа и разума: музыки (Бах), литературы (Эдгар По), науки (числа Фибоначчи), психоанализа (Эрос и Танатос), религии, сопровождая все это подробной исповедью подчеркнуто аморальной Джо. Подобная структура, в классическом варианте, должна привести к раскаянию героини и неким нравственным выводам. Но их, судя по диалогу героев, может и не случиться.

Фильм собран из отдельных глав, разнящихся жанрово, сюжетно и даже стилистикой съемки: яркий свет, сумерки, трагедия, неожиданный ситком (запоминающийся выход Умы Турман). Отдельный привет – Андрею Тарковскому и его «Солярису». Пространства в «Нимфоманке» живут своей жизнью. В первом кадре что-то капает на лежащую на земле героиню – это же точно как у Тарковского…

Главное впечатление, остающееся после просмотра Триера, – то, что принято называть «сдвинуть точку сборки». В мире «Нимфоманки» нет добра и зла, нет черного, стыдного или разумного. Смешение трагического, комического и банальностей жизни, балансирование между трагедией и фарсом оставляют больше вопросов, чем дают ответов. А разве не в этом состоит главная задача искусства?

Андрей Аношин

—————————————————————————————————

В мире Триера нимфоманка – если не дьявол, то демиург, победоносно несущий тьму по миру. Ей никто не может противиться, и она устает от легких «побед», раз от раза усложняя себе задачи в поисках приключений… или, может быть, Бога?.. Бога, в которого никто из героев не верит, но которого все с таким упорством ищут, все больше и больше измазываясь в грязи. Вообще, все фильмы Триера очень религиозны. Но это религия в теории. Он берет догматы и символы и выстраивает их на шахматной доске в немыслимых комбинациях. Не удивлюсь, если его следующая лента будет о том, что было бы, явись Христос муравьям. И это не святотатство, не презрение к вере, это попытка осмыслить понятия добра и зла в их исконном значении, оторвавшись от мнений авторитетов и исторического контекста. Это колба с экспериментальным бульоном. Долго там находиться нельзя – только туда и обратно.

—————————————————————————————————

Справка

«Нимфоманка» (англ. Nymphomaniac) – драма Ларса фон Триера, вышедшая 25 декабря 2013 года (в Дании), фильм состоит из двух частей. Главные роли исполнили: Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгорд, Шайа Лабаф, Джейми Белл, Кристиан Слэйтер и Конни Нильсен. Слоган фильма: «Забудь о любви».