Луганск проиграл битву за воздух?


24Плохая новость: с конца марта из Луганска будут летать только два регулярных рейса в неделю. О причинах невостребованности «воздушных ворот» области «РГ» поговорила с генеральным директором ОКП «Международный аэропорт Луганск» Василием Татариновым

Собкор «Реальной газеты» заехал на территорию Луганского аэропорта, чтобы проверить слухи об усиленной охране этого стратегического объекта военной техникой ввиду возможного обострения украино-российских взаимоотношений. Никаких танков и самоходных установок обнаружено не было, аэропорт встречает немногих гостей почти абсолютной тишиной. Что, впрочем, привычно для полудня: здание аэровокзала всегда оживает в утренние и вечерние часы – время отправления и прибытия киевских и московских рейсов.

Однако уже с этой недели пауза в жизнедеятельности аэропорта может затянуться – компания «UTair-Украина» объявила о значительном сокращении числа рейсов: до 2 вылетов-прилетов в неделю. Генеральный директор ОКП «Международный аэропорт Луганск» Василий Татаринов поясняет: луганские «воздушные ворота» не выдерживают жесткой конкуренции с донецкими. И эта конкуренция ведется нечестными методами.

 

«Колесников решил на нас сэкономить»

– Нас «задавил» сосед – донецкое предприятие, где после вливания бюджетных миллионов в рамках подготовки к «Евро-2012» все сделано по высшему классу: полоса, перрон, грузопассажирский терминал…

Когда страна готовилась к «Евро-2012», мы тоже были в списке задействованных аэропортов для матчей в Донецке. Луганский аэропорт изначально был в отличном состоянии, и когда была проверка в 2009 году, к нам прилетала комиссия УЕФА. Мы показали, что полностью готовы встречать футбольных болельщиков.

Член комиссии Питер Хэмпсон, кстати, сам бывший директор аэропорта в Манчестере, был приятно удивлен и высказал свое мнение: «Маленький, уютный аэровокзал! Наверное, самый лучший украинский аэровокзал из тех, что я посетил». Он даже сравнивал с нашим аэропортом киевский «Борисполь», терминалы А и В – и не в пользу столицы. Тем не менее, наш аэропорт из списка вычеркнули.

– Но почему?!

– Несмотря на то, что и я, и тогдашний губернатор области Владимир Пристюк убеждали вице-премьера Бориса Колесникова, чтобы он выделил 250 млн грн. на модернизацию взлетной полосы, перрона и дорожек, Колесников решил на нас сэкономить.

По сути, из «Евро-2012» вычеркнули все аэропорты, кроме основных четырех. Я знаю, что первыми вычеркнули нас, потом «Мариуполь» и «Ивано-Франковск».

В итоге наш аэропорт лишили возможности за счет «футбольных денег» усилить прочность взлетной полосы, что позволило бы «Луганску» принимать самые тяжелые современные пассажирские «борты». Все деньги отдали Донецку.

Там сделали совершенно ненужную четырехкилометровую посадочную полосу: «Буран» можно посадить или межпланетный корабль!.. Грузовой терминал на 42 стойки регистрации билетов и оформления багажа, огромное пустое здание вокзала.

А мы проводили реконструкцию самостоятельно, за счет областного бюджета с 2007 по 2012 годы. Срезали верхний слой покрытия – потрескавшийся, но еще способный выдержать посадку и взлет даже транспортного «Руслана», – подготовили взлетную полосу к закладке высокопрочной сетки из стекловолокна с последующей укладкой минимум два, максимум три слоя асфальтобетона по 60 мм, рассчитывая на обещанные правительством «футбольные» миллионы. Но одним росчерком пера Луганск их лишился. И теперь самые тяжелые Boeing, Airbus мы принимать не имеем права.

– И все же, только ли с этим связана невостребованность Луганских «воздушных ворот»? Несколько лет назад ходили разговоры о том, что сюда хотят «зайти» европейские лоу-кост компании. Однако тот же венгерский «Визз-эйр», использующий Airbus-320, выбрал Донецк и Харьков…

– Выбрал или заставили, хотя на представителей авиакомпании «Визз-эйр» аэропорт «Луганск» произвел положительное впечатление. Да, «Визз-эйр» использует Airbus-320, которые мы в состоянии принимать. Здесь еще в середине 2000-х три раза были представители из венгерского головного офиса, которым очень понравился вокзал, но их не устроило состояние нашей взлетной полосы – она была вся в трещинах. Собственно, их визит и послужил поводом начать реконструкцию силами областного бюджета. А с «Евро» нас откровенно кинули!

 

Хочешь работать? Летай через Донецк

– А теперь какие перспективы? Отменяются регулярные рейсы…

– Надежда была, что мы будем принимать 5 раз в неделю Boeing «UTair-Украина» и МАУ. МАУ
отказались, и, по сути, сейчас у нас остались только слоты (время, выделенное самолету аэропортом под прибытие или отправление – прим.ред.) под «UTair-Украина» – на третий и седьмой дни недели. И буквально на днях «UTair-Украина» отказался от вылетов в среду, а вылет в воскресенье остался «под вопросом».

– С чем это связано?

– Всё из-за политической обстановки в стране.

– Так что, наш аэропорт будет, по сути, законсервирован?

– Остались чартеры, которые формируются крупными туристическими агентствами, в основном из Турции – TEZ-Tour, ANEX-Tour, Pegas. У них есть представительства в крупных украинских городах, в том числе и в Луганске.

Я разговаривал с президентами этих компаний (к слову, все прекрасно знают русский, сами выходцы из Баку), они говорят: «Василий Федорович, пойми правильно, вот ты обижаешься, что Донецк рейсы перехватывает, но что мы можем сделать, если вся ваша украинская авиационная «верхушка» – от вице-премьера по развитию регионов до председателя авиационной администрации Украины – из Донецка?».

Зачем, скажите, в Донецк из Киева летают три рейса в день – утром, в обед и вечером? Там нет загрузки пассажирами даже на 50%! А на Луганск из Киева летал один рейс в день вечером и обратно утром – худо-бедно, но мы балансировались.

А последние полтора месяца мы были вынуждены перейти на вылеты два раза в неделю. Удобно это для пассажиров? Конечно же, нет. В итоге луганчане переориентировались на Донецк. Хотя все признают, что быстрее и удобнее им было бы вылетать из Луганска.

– Почему тогда убрали ежедневные рейсы, раз был спрос?

– Был здесь Андрей Мартиросов, генеральный директор «UTair». Он сделал разнос дочерней авиакомпании «UTair-Украина», которая терпела убытки. Руководители авиакомпании «UTair-Украина» решили, не особо вникая в ситуацию, «оптимизировать»: убрать внутренние рейсы из Луганска, а оставить только международные чартеры. Грубо говоря, рубанули, не глядя. Но в аэропорту «Донецк» по-прежнему оставили три ежедневных рейса.

– И что Вы планируете делать в этой ситуации?

– Хочу вернуть в Луганск авиакомпанию «Мотор-Січ», чтобы летали самолеты на Киев каждый день и несколько раз в неделю на Москву. Да, «Мотор-Січ» не такая мощная компания, как «UTair-Украина», но нам сейчас не приходится выбирать. И плюс к этому с середины апреля будет летать регулярный рейс в Анталию. В апреле в Луганск прилетает глава туристической компании «Пегас», есть предварительная договоренность, что они пойдут нам навстречу.

Я верю, что отсутствие ежедневного рейса в Киев – временная проблема. В свое время и МАУ, и «UTair-Украина», которые выполняли рейсы из Луганска в Анталию, имели стопроцентную загрузку.

– Но потом ситуация изменилась?

– Есть еще одна проблема, связанная с нашим луганским менталитетом. Люди любят все делать в самый последний момент. Мало кто планирует свои вылеты и даже туристические поездки за месяц-полтора. Берут обычно за неделю. А те же туристические компании на этом несут убытки, потому что не могут заранее просчитать заполняемость отелей и арендовать их у собственников по низкой цене. Авиаперелет для них – лишь часть пакета услуг.

В прошлом году из Луганска в Анталию летали два рейса в неделю, потом один забрали в Донецк: из Луганска туры были дороже, но все равно машины загружались. В итоге один рейс забрали. И пассажир был вынужден переориентироваться на Донецк.

Кстати, главные туристические компании многих турецких операторов находятся в Донецке и Киеве. И есть негласное требование сначала продавать туристические путевки в/из донецкого аэропорта, а уже в последнюю очередь, если клиент сильно настаивает – в/из Луганска.

Начало полетов в Салоники (Греция) с 6 апреля, должна летать 120-местная машина. Но Донецк уже планирует вылеты и продает билеты, а у нас в Луганске – ни рекламы, ни продаж.

Как я могу их удержать, учитывая давление Донецка? Сделать скидки, но тут уже начинаются финансовые издержки.

 

Аэропорт будет жить

– Аэропорт не закроют?

Трудные времена бывали и раньше, но сколько я здесь работаю генеральным директором, аэропорт ни разу не был закрыт. Если и закрывался в осенне-зимнюю навигацию, то только временно для очистки полосы.

Конечно, наш аэропорт помнит и другие времена: в Советском Союзе в сутки из Луганска весной и летом вылетало 96 рейсов, а осенью и зимой – 53 рейса. Летали не только по всему Союзу, но и по области на Ан-2. Перелет в Донецк составлял 25-30 минут!

Но все-таки, «Луганск» сохранил статус международного аэропорта. Мы числимся во всей международной документации и по совокупности условий являемся достаточно интересными для авиакомпаний.

Но для развития необходимо завершить ремонт взлетно-посадочной полосы и аэронавигационного оборудования с курсом 274º.

– Сколько для этого нужно денег?

– Нам по минимуму нужно отремонтировать 1100 м полосы, для этого необходимо хотя бы 25 миллионов гривен…

Мы сохранили аэропорт в самые тяжелые времена, и сейчас не имеем права проиграть битву за наши «воздушные ворота».

Сергей Караваев