Забыть Шевченко…


205

 В марте 2014 года Украина будет «урочисто» отмечать 200 лет со дня рождения Тараса Шевченко. Луганск здесь отметился два раза: памятником Кобзарю «на Дураковке» и монографией «Тарас Шевченко – крестный отец украинского национализма». Труд, опубликованный без малого десять лет назад, ценен прежде всего тем, что в научный оборот вошло первое критическое рассмотрение мировоззренческого портрета «светоча нации». В отличие от иных критических работ, в ней предлагается мировоззренческая альтернатива. Сегодня в гостях «РГ» один из авторов, «локомотив» этой книги – кандидат философских наук Константин Деревянко

 

– Ваша книга начинается со слов «Давно пора». Насколько действительно Украине пора перечитать Шевченко?

– Рано или поздно каждый житель Украины приходит к необходимости разобраться с качеством той духовной пищи, которая ему предлагается, начиная со школы. Главным блюдом здесь является творчество Т. Шевченко (1814-1861). В этом году ему исполняется 200 лет. По этому поводу что-то можно внимательно перечитать, а кое-что прочитать впервые. Возможно, после этого некоторые читатели будут неприятно удивлены.

– Главной претензией авторов книги к Кобзарю является его последовательное богоборчество. Насколько это актуально сегодня?

– Сегодня, как и всегда, христианина вряд ли оставят равнодушным постоянные обвинения в адрес Создателя: «Чи Бог бачить із-за хмари Наші сльози, горе…Може й бачить, та помага, Як і оті гори»; «А Бог куняє. Бо се було б дивно, Щоб чути, бачить – і не покарать…А Бог хоч бачить, та мовчить, Гріхам великим потурає»; «Не благай, бо пропаде Молитва за Богом. Не поможе милий Боже, Як то кажуть люди»; «А ти, всевидящеє Око!..Не дуже бачиш ти глибоко!». То же самое – в прозе: «Скоро ли долетят эти пронзительные вопли до твоего свинцового уха, наш праведный, неумолимый, неублажимый Боже?». И так далее в том же духе. В конце жизни подводится итог: «Нема тепер нічого…Ні Бога навіть, ні півбога».

Для того чтобы просто помолиться, классику было необходимо кровопролитие: «Як понесе з України у синєє море кров ворожу, отоді я і лани, і гори – Все покину і полину до самого Бога молитися, а до того я не знаю Бога».

Так, бедный, и не увидел долгожданного кровопролития. А, следовательно, – Бога и знать не хотел.

– Еще одним страшным врагом Украины Шевченко считал «москаля». Это была системная русофобия или лишь дань историческому моменту?

– Лейтмотивом этого творчества была нехитрая мысль: «І тут, і всюди – скрізь погано». На этом основании он судит всех. Главным виновником числился Создатель. А с более мелкими можно не церемониться. Сразу после Бога в перечне обвиняемых шли русские: «Сплюндрували нашу Україну катової віри німота з москалями – бодай вони переказилися». «Дніпро, брат мій, висихає, мене покидає, і могили мої милі москаль розриває». «Москалики, що заздріли, то все очухрали. Могили вже розривають та грошей шукають». У писателя не хватает слов для описания того, «що москалі в Україні з козаками діють». В книге приводятся многочисленные фрагменты из дневника писателя, где он описывает, насколько отвратительна русская столица, русские города и деревни. Отвратительны целые сословия: духовенство, дворянство, купечество, военные (именно их потом и вырезали победившие революционеры). Отвратительны русские люди вообще: «Жидовское начало в русском человеке. Он без приданого не может даже полюбить»; «В великороссийском человеке есть… непонятная антипатия к прелестям природы».

207– И с другими национальностями – ведь «жидов» и прочих неукраинцев творец жаловал не больше русских…

– Виновны не только русские, но также немцы, евреи, поляки. «Степи мої запродані жидові, німоті, сини мої на чужині, на чужій роботі». «Не будете шинкувати, прокляті жиди». И так далее.

– Кстати, разъясните истинную ситуацию с термином «украинец», ведь, насколько известно, во всем творчестве Шевченко это слово не встречается ни разу?

– Филологи пересчитали в его произведениях все слова. И среди них не нашлось таких, как «украинец», «украинка» или «украинцы». Украину у него населяют «козаки». Но слово это тюркское и в переводе означает «кочевник» или «бродяга» (отсюда происходит этноним «казахи»). Появилось оно после монголо-татарского нашествия. А кто же населял Киевскую Русь до этого? Наверное, «киевляне»? Или все-таки русские? Те, кто ушел на север и унес с собой память о Владимире Красное Солнышко и киевских богатырях. Все эти былины потом были записаны на севере. И ни одной – на Украине.

– Царизм, все представительства власти, сам государственный строй – также источники непреходящей ненависти Кобзаря. Почему?

– После смерти императрицы Александры Федоровны (матери убитого революционерами Александра Освободителя) он писал: «Тебе ж, о Суко! І ми самі, і наші внуки, і миром люди прокленуть… Люди тихо, без всякого лихого лиха царя до ката поведуть».

Буквально до последних дней поэт мечтал: «Чи буде суд! Чи буде кара царям, царятам на землі?». И молился (неизвестно кому): «Царів, кровавих шинкарів, у пута кутії окуй, в склепу глибокім замуруй».

Немного позже все так и произошло, как он хотел. Втихаря в подвале был убит отрекшийся царь с женой и детьми (Алексей, Мария, Ольга, Татьяна, Анастасия), а также их спутники, отказавшиеся бросить семью.

Как сказал поэт: «Нехай гинуть у ворога діти».

 – И какова же рецептура лечения главных бед Украины по доктору Шевченко?

– Главное средство – кровопускание. Такое, как в поэме «Гайдамаки»: «Ні каліка, ані старий, ні мала дитина не остались, – не вблагали лихої години. Всі полягли, всі покотом; ні душі живої шляхетської й жидівської… Гайдамаки гуляють, карають; де проїдуть – земля горить, кров’ю підпливає… Гайдамаки стіни розвалили, – розвалили, об каміння ксьондзів розбивали, а школярів у криниці живих поховали».

А после всех этих подвигов «розійшлися гайдамаки, куди який знає: хто додому, хто в діброву, з ножем у халяві, жидів кінчать. Така й досі осталася слава».

Авторская оценка событий в целом положительная: «Сумно, страшно, а згадаєш – серце усміхнеться». Он непоколебимо уверен, что не только в прошлом, но и в будущем «так і буде».

– Вырисовывается картинка какого-то убежденного анархиста или, скорее, предтечи большевистского террора?

– Он был певцом не только межнациональной, но и межклассовой ненависти: «Пани до одного спеклись, неначе добрі поросята, згоріли білії палати»; «А потім ніж – і потекла свиняча кров, як та смола, з печінок ваших поросячих»; «Ой виострю товариша, засуну у халяву та піду шукати правди і тієї слави». Поэт мечтал о том блаженном времени, когда о русских аристократах можно будет сказать, что они – «жирный убойный скот, годный только в жертву нашему небесному отцу, высочайшему владыке, единому истинному богу».

Только настоящее имя этого «бога» осталось загадкой.

– Насколько Шевченко действительно стал «крестным отцом» украинского национализма?

– На сто процентов. Потому что до него Сковорода и Котляревский, Гребинка и Квитка-Основьяненко, Максимович и Гоголь национализмом не страдали. Его выдающиеся современники Костомаров и Кулиш также были свободны от этой болезни.

– Ваша позиция, что все эти негативные проявления его личности есть последствия греха – гордыни, славолюбия. Так?

– Первенец среди ангелов, светоносный Люцифер возгордился перед людьми и Богом. Пообещав людям, что они станут «как боги», он спровоцировал их грехопадение. Поэтому гордыню можно считать первопричиной всех грехов.

– Не отсюда ли вся антирелигиозность Шевченко?

– В переводе на русский язык слово «сатана» означает «враг». Враг рода человеческого. На него и работает всякий восстающий против Бога.

– И он так и не покаялся?

– Как может покаяться тот, кто не признает за собой никаких грехов? А он их не признавал никогда. В начале своей деятельности писал: «І не знаю, за що мене Господь карає?». И в конце: «До тяжкого горя привів мене Господь на старість, а за чиї гріхи? Єй же Богу, не знаю». Безгрешные обычно не каются.

Петр Могила сказал: «Щаслива та душа, яка сама себе судить». Несчастный Шевченко…

– Как все это проецировалось на личную жизнь Тараса Григорьевича?

– Если человек видит грехи только у других (а у себя – никогда), то счастья ему не видать как своих ушей. Он слишком занят бесконечными обличениями своих ближних: «Кругом мене, де не гляну, не люди, а змії»; «Люде, люде! За шмат гнилої ковбаси у вас хоч матір попроси, то оддасте» и пр.

– Современники оценили воззрения и жизненный путь Кобзаря?

– Первым адекватную оценку его творчества дал Гоголь: «Дегтю много. И даже прибавлю, дегтю больше, чем самой поэзии». Великий писатель сравнил Шевченко с малоизвестным провансальским поэтом Жасменом. И противопоставил ему другой идеал: «Не то нам нужно, не то. Всякий, пишущий теперь, должен думать не о розни; он должен прежде всего поставить себя перед лицом Того, Кто дал нам вечное человеческое слово».

Пантелеймон Кулиш во второй половине своей жизни характеризовал взгляды поэта как «божевільні». Его музу он назвал «полупьяной и распущенной». В стихотворении «Гайдамакам-академикам» деятельность Шевченко оценивается так: «почав п’яний культуру коренити». В поэме «Куліш у пеклі» Шевченко изображен как «козацький славник-брехака», который «плодив лжу в роздумах» По авторитетному мнению украинских филологов, «Куліш у своїй «Истории воссоединения Руси», нападаючи на «п’яну музу» Шевченка, висловився, що в його поезії багато сміття та полови, – і озброїв проти себе все українське громадянство». Таким образом, Гоголь находил в этой поэзии много дегтя, а Кулиш – много мусора и половы. Так кто же из них прав? Наверное – оба.

Подробно описывал пьяные подвиги поэта и М. Драгоманов в работе «Шевченко, українофіли і соціалізм». Кстати, этому ученому принадлежит следующая мысль: «А які ми руські – чи ми різновидність общого, чи окреме зовсім, цього, правду сказати, гарно ніхто не знає».

– Но, тем не менее, он ведь пользовался серьезной поддержкой о стороны «прогрессивной интеллигенции»?

– Отвернувшись от Бога, человек обязательно вляпается в бессмысленную и губительную борьбу с себе подобными: между различными народами, классами или партиями. Так и произошло с этой самой интеллигенцией. Она прогрессивно продвигалась от богоборчества Шевченко к атеизму Украинки и Франко. Причем последний продвинулся едва ли не до поклонения врагу рода человеческого («Нехай прийдеться й чорту душу дати, а сповняться бажання всі мої»). Возможно, он думал, что это просто болтовня. Но затем пожалел о сказанном. Этот случай описан в нашей книге «Украинка против Украины».

– Почему советская власть назначила его светочем украинской национальной культуры?

– Марксисты-ленинцы не мыслили себя вне классовой борьбы. А в этом деле без Шевченко и его последователей никак не обойтись.

– Причины канонизации Шевченко при обретении независимости понятны. Но чем это грозит стране и народу Украины?

– От такого судьи не поздоровится никому, будь ты хоть трижды украинец. Вот, например, «под раздачу» попадает Хмельницкий: «Якби то ти, Богдане п’яний, тепер на Переяслав глянув!.. Упився б! Здорово упивсь! І, препрославлений козачий розумний батьку!.. і в смердячій жидівській хаті б похмеливсь, або в калюжі утопивсь, в багні свинячім… Якби ти на світ не родивсь, або в колисці ще упивсь… То не купав би я в калюжі тебе, преславного. Амінь».

Если так размазывается великий гетман, то легко себе представить, что ожидает менее великих украинцев в случае несогласия с националистами, у которых поголовно наблюдается культ «выдающейся» личности писателя.

Он писал: «Я так її, я так люблю мою Україну убогу, що проклену святого Бога, за неї душу погублю!». Националисты эту же мысль выражают лаконичнее: «Україна понад усе». Или еще так: «Слава Україні! Смерть ворогам!».

Во время их факельных шествий то и дело раздается «Москалів на ножі!». При этом сразу вспоминаются хрестоматийные строки: «Ой виострю товариша, засуну у халяву та піду шукати правди і тієї слави». Короче говоря: «Слава Україні! Героям слава!».

Вот и решайте сами, чем все это грозит стране и народу Украины. У каждого здесь будут свои индивидуальные ассоциации. Одни сразу вспомнят о «врагах народа» и их плачевной судьбе. Другие припомнят лозунг «Германия превыше всего» и тем, что за ним последовало.

– Альтернативой Шевченко Вы объявили Гоголя? Как Вы считаете – возможна ли такая замена в национальном сознании в обозримом будущем?

– Ну, это вряд ли. Если на евромайдане совершаются молебны под портретом писателя, то это специфическое украинское христианство не имеет ничего общего с тем христианством, которое исповедовал Гоголь.

Когда со сцены Яценюк цитирует «поховайте, та вставайте, кайдани порвіте», то каждый украинец легко продолжит заученное наизусть в школе: «і вражою злою кров’ю волю окропіте». А Ляшко на митингах просто шпарит полный текст. С вилами наперевес.

Так что Гоголь отдыхает. Кто читает его «Выбранные места из переписки с друзьями»? А кто читает его «Размышления о божественной литургии»? А между тем, в последнем произведении он предсказывает, что, отказавшись от литургии и христианства вообще, люди неминуемо дойдут до людоедства. В прошлом веке все так и произошло.

– Ваш прогноз места Кобзаря в будущей истории украинского государства?

– Конечно, хотелось бы, чтобы этот персонаж (с его бесконечными памятниками) повторил судьбу Ленина и его памятников. Без этого Украине, которая «понад усе», не видать ассоциаций ни на Западе, ни на Востоке, ни на Севере, ни на Юге.

Но на днях размер Шевченковской премии вырос на миллион гривен. К чему бы это? Не иначе Ганна Герман подсуетилась. Правда, на сколько миллионов ее ни повышай, суть творчества нашего героя от этого не изменится. Героям слава…

 

Справка

200-летие Шевченко в Луганске

2014 год в Украине и на Луганщине указом Президента объявлен годом Тараса Шевченко. Торжества, приуроченные к 200-летнему юбилею, планируются не только в Украине, но и в Российской Федерации, Казахстане, Литве и Польше. Делегация Луганской области примет участие в главном празднестве на родине поэта – в Каневе.

До марта, когда отмечается день его рождения, в области будут проведены ряд литературных мероприятий в библиотеках Луганщины, планируются литературные чтения произведений Кобзаря на профессиональной сцене в Академическом театре кукол, где еще покажут спектакль по произведению Шевченко «Сон». Другие театры Луганска также включат в свой репертуар на этот год спектакли, в основу которых легло его творчество. В планах издать произведения лауреатов Шевченковской премии.

Один из семи памятников Тарасу Шевченко в Луганской области внесен в Государственный реестр памятников Украины. Эта скульптура находится в самом центре Луганска. Здесь в день празднования 200-летнего юбилея, 10 марта, состоится митинг-концерт с торжественным возложением цветов Кобзарю.

Беседовал Гавриил Мурома

Добавить комментарий