Деньги в стиле милитари


438Украина готовится к войне. Кабмин направил на армейские нужды рекордную за годы независимости сумму – около 23 млрд грн. годовых. Из них 7 млрд – за счет строительства жилья, завтраков для школьников и выплат матерям-героиням. При этом расходы на содержание органов власти остались практически нетронутыми. «РГ» разбиралась, как отразится на луганчанах «финансовая милитаризация»

 

Одной из первых «жертв» перераспределения бюджета стал луганский стадион «Авангард», где проводит домашние игры местная «Заря»: он не получит запланированных 100 млн грн. на капитальный ремонт. Деньги планировалось пустить на укрепление фундамента, замену сидений, наведение порядка в подтрибунных помещениях и на самих трибунах. Плюс «по мелочи»: на забор, турникеты и туалеты.

 

Разрешите доложить!

Верховная Рада увеличила финансирование армии в полтора раза. Средства на нужды военных направят в резервный фонд бюджета, находящийся в распоряжении Минфина.

Министр финансов Александр Шлапак пообещал, что из общей суммы дополнительного финансирования половина средств (3,5 млрд грн.) пойдет на закупку вооружения, топлива и ремонт техники. Для сравнения: до бюджетных изменений на закупку армейской техники предполагалось выделить всего 0,5 млрд грн. – в семь раз меньше.

Вторая половина дополнительного финансирования должна пойти на обеспечение питания, строительство лагерей и проведение сборов для мобилизованных в армию украинцев. По словам Шлапака, мобилизовать планируется 44 тысячи военнослужащих.

«У нас расписан график финансирования армии практически ежедневно, – сообщил Министр финансов. – Расходы на питание и зарплату военных составляют львиную долю трат Минобороны. В бюджете на эти цели заложено 11,6 млрд гривен (без учета новых поправок)».

 

Финансовые потери мирного населения

Шлапак также признал, что дополнительные средства армии выделят за счет урезания не только капитальных расходов, но и социальных выплат. Это позволило оставить общие расходы госказны неизменными. Так, правительство приняло решение не финансировать в нынешнем году строительство жилья.

«К сожалению, мы не будем строить жилье ни для госслужащих, ни для военных, ни для чернобыльцев, – сказал Шлапак. – Тем не менее, в проекте изменений госбюджета статьи финансирования жилья военным остались без изменений. На эти цели предполагается выделить 453 млн гривен. Кроме того, в бюджете заложены расходы на строительство жилья для сотрудников СБУ – 40 млн грн. – и Государственной уголовно-исполнительной службы – 11 млн грн.».

Кроме этого, Кабмин существенно сократил «капитальные расходы», в первую очередь, финансирование Фонда регионального развития (на 1 миллиард гривен). Из этого фонда, в частности, депутаты-мажоритарщики получали средства на благоустройство округов.

Среди других капрасходов под «нож» попали освещение улиц с использованием энергосберегающих технологий, ремонт и замена лифтов, уже упоминавшийся спорткомплекс «Авангард».

 

Чиновники «дороже» детей

Наибольшее возмущение в депутатском корпусе вызвала инициатива Минфина не выделять в этом году средства на обеспечение школьников 5-11 классов завтраками (300 млн гривен) и на 80% сократить материальную помощь матерям-героиням (300 млн гривен). В финансовом министерстве заверяют, что правительство просто не может посчитать, сколько именно в стране таких женщин.

«У нас огромное количество записок от проверяющих органов, когда по два-три раза получают подобную помощь», – заявил Александр Шлапак.

В то же время, правительство не пожелало сократить расходы на содержание санитарно-курортного комплекса парламента, оставив в неприкосновенности запланированные 81 млн грн. К тому же, большинство комплексов находятся в Крыму.

Справедливости ради отметим, что Кабмин урезал расходы на перелеты руководства страны: вместо 208 млн грн. выделят 45 млн. Но на соседних строчках правительство на 27 млн увеличило финансирование расходов Администрации президента – до 335 млн грн. На что именно пойдут средства, не уточняется.

Запланированные суммы на расходы в Кабмине (297 млн гривен) и Верховной Раде (920 млн грн.) остались в силе.

 

Прямая речь

Анатолий Репицкий, заместитель председателя ЛОГА

Сейчас самое главное – не нагнетать паники. Все сегодня читают интернет, выхватывают отдельные факты, и начинаются информационные битвы. Да, действительно, в новом законе заложено увеличение доходов на 26 миллиардов и уменьшение расходов на 28. Кроме того, по максимуму сократили «державні капітальні видатки», убрали ряд программ капитального характера для министерств, например, МЧС: урезали средства на закупку спецавтомобилей, сократили ряд медицинских программ. Всего – 82 нормативных акта.

В целом, этот законопроект еще нужно будет анализировать, рассматривать по пунктам.

Еще одна тема – социальные выплаты у нас в Луганской области. О них тоже ходит множество слухов: задержки, невыплаты… У нас вопрос с выплатами пенсий успешно закрыт, причем досрочно. Мы получили 1 млрд 315 млн грн. из Госказначейства, что полностью покрыло наши нужды. По социальным выплатам – такая же картина: нам пришли 146 млн двумя траншами, и мы, не дожидаясь конечных сроков, полностью выплатили их людям. Казначейство все свои обязательства выполнило.

В целом, могу сказать, что проблем, просрочек нет, и только на некоторых предприятиях есть задержка по зарплатам на 2-3 дня.

Справка

Кабмин также предлагает отказаться в 2014 году от повышения прожиточного минимума и минимальной зарплаты, зафиксировав их на нынешнем уровне: прожиточный минимум – 1176 гривен в месяц, минимальная зарплата – 1218 гривен в месяц, в почасовом исчислении – 7,3 гривны/час.

Предлагается установить дополнительные поступления в общий фонд госбюджета: 31,6% поступлений от экологического налога, поступления от реализации автомобилей, водного и воздушного транспорта, сельскохозяйственной техники, оборудования, пребывающих на балансе органов госвласти, а также от реализации государственных резиденций, государственных дач, домов отдыха.

При этом Кабмин предлагает отказаться от господдержки строительства угле- и торфодобывающих предприятий и их технического переоснащения.

Законопроект также предусматривает сокращение в течение месяца предельной численности работников центральных органов исполнительной власти и местных госадминистраций не менее чем на 10%, сокращение количества легковых автомобилей органов госвласти – не менее чем на 50%.

Андрей Аношин