Владимир Пристюк: «Проблемы на нашей земле не уладит никто, кроме нас самих»


458Мы живем сегодня как будто в нескольких измерениях одновременно. С одной стороны, киевские власти делают вид, что у них всё в порядке и под контролем, с другой стороны, жизнь в нашей еще вчера тихой области всё больше напоминает фронтовые будни, и люди смотрят в будущее со страхом. Разобраться в происходящем на Луганщине «Реальная газета» пыталась с помощью Владимира Пристюка – недавно губернатора, а ныне зампреда областного совета

 

– Владимир Николаевич, в Луганске – который месяц массовые протесты, захвачен ряд государственных учреждений. В соседней Донецкой области фактически полыхает гражданская война. Как удержать Луганщину от сползания в эту пропасть?

– Люди, восставшие против нынешней власти, говорят о том, что их волнует. А их волнует тотальная коррупция, бездарная система управления, волнует будущее их и их детей, доступность и прозрачность социальных проектов. И конечно же, их волнует гуманитарная тема, особенно – вопрос русского языка, постоянные попытки переписать историю и навязать эту «новую версию прошлого».

Первое и самое главное: независимо от того, какой будет форма устройства государства в дальнейшем, все эти проблемы можно и нужно решать только в правовом поле. Никто в мире ничего другого не придумал. Некоторые проблемы можно решить, просто выполняя уже существующие законы. Другие законы нужно будет изменить согласно требованиям жизни.

Что мешает сделать русский вторым государственным языком сегодня? Ничто не мешает. Очевидно же, что восток – русскоязычный. Есть мировой опыт, есть страны, где даже больше двух государственных языков. Абсолютно уверен, прими Верховная Рада этот закон – это сняло бы большую часть политических проблем в стране.

То же самое с децентрализацией власти. Тема-то не новая. Но каждый раз, когда доходит до нее, у тех, кто принимает решения в Киеве, возникает вопрос: «А как же «царь»? Как он будет без холопов?» Уверен, проблема только в этом, и убирать этот камень преткновения надо срочно.

– Но Киев всё же говорит о том, что на места отдадут больше власти. Вы видите реальное движение в этом направлении?

– Я считаю, что вопрос о новом разделении полномочий Киева и местных властей должен быть решен до выборов президента. Чтобы люди понимали, на какой, собственно, пост они избирают политика. Пока что движения я не вижу. И даже принципы децентрализации еще только предстоит обсуждать.

Ясно, что такие фундаментальные вопросы, как оборона, содержание армии, других госструктур, должны остаться в ведении государства. В то же время следует пересмотреть взаимоотношения местных органов власти прежде всего с МВД. Ведь было же в советское время облуправление МВД подразделением обл-исполкома. И кадровые вопросы в нём решались не только министерством, но и местными органами власти.

Естественно, очень важная составляющая – необходимо определить источник средств, за счет которых регион будет осуществлять полномочия: какие именно налоги должны оставаться на местах. Децентрализация без финансового обеспечения – это блеф, пустой звук.

Закон о децентрализации власти надо детально проработать с громадой, со специалистами: как правильно сделать, чтобы мы сами были хозяевами нашей территории. Чтобы нам не приходилось обивать пороги в Киеве, выпрашивая деньги для области. Серьезная часть налогов будет оставаться на местах – тогда появится заинтересованность. И тут можно найти массу вариантов.

Почему не попробовать в Луганской области провести эксперимент, сделать пилотный проект, который показал бы, что даст расширение полномочий людям региона?

– На самом деле Киев, отдавая часть полномочий, снимет с себя и ответственность за любые недоработки на местах. У вас нет опасений, что регионы потом еще пожалеют о том, что взяли на себя непосильную ношу?

– В этих условиях еще более важным станет кадровый вопрос. Если будет меньше управления «сверху», то должен быть жестче контроль «снизу». Вплоть до того, что стоит заключать контракты между громадой и избранным мэром. Пусть он предложит конкретную программу действий, которую утвердит сессия совета. И чтобы затем мэр с периодичностью минимум раз в год отчитывался, как эта программа выполняется, и если нужно, вносил бы коррективы.

Громада должна понимать, на что и куда пойдут ее деньги. Что, допустим, в этом году занимаемся дорогами, в следующем – транспортом, освещением улиц.

Считаю, нужно определиться и с критериями для людей, которые идут в местную власть. Ведь завтра они будут распоряжаться деньгами громады, и эти средства не должны тратиться впустую. Работая губернатором, я столкнулся с реальным кадровым голодом: подготовкой резерва 22 года никто не занимался. В результате у нас в области есть руководители просто неквалифицированные, они даже не представляют, как решать стоящие перед ними задачи.

То есть грамотный чиновник – вот первейший вопрос местной власти! Он должен иметь опыт работы в местном самоуправлении, понимать, как функционирует коммунальное хозяйство. Председатель поселкового совета, мэр – это профессия, такая же, как шахтер или металлург. Случайный человек просто приведет своих избирателей к катастрофе.

– Кстати, некоторые из последних кадровых решений Киева по Луганской области вызывают недоумение.

– Вот это отличная иллюстрация к разговорам о децентрализации власти. Посмотрите, что творится в областной госадминистрации. Первым заместителем председателя ОГА назначили главу областной «Батькивщины» Ирину Веригину, человека с гуманитарным образованием. 10 лет в журналистике – это хорошо, но разве этого достаточно для руководящей должности в обладминистрации?

Первый зам – это человек, который отвечает за экономику, за промышленность, за ликвидацию аварий, за вопросы, связанные с кадрами. Это человек, который должен иметь авторитет в области, знания, опыт, который способен профессионально поставить задачи перед подчиненными. Разве можно назначать на эту должность кого-то только за то, что он несколько дней стоял на Майдане?!

А замена глав райадминистраций? В отставку отправляют тех, у кого авторитет пусть не заоблачный, но он есть. Зачем их меняют на людей, которые вообще авторитета не имеют?!

Мы, областной совет, уже не раз просили Киев: остановите кадровый беспредел, не создавайте дополнительные очаги напряженности. Прошло три недели, и без соблюдения процедуры, 4 мая, в выходной день снимают еще пять глав райадминистраций. Пригласите их, поговорите, объясните ситуацию, трудоустройте, в конце концов! Мы же людей на улицу никогда не выбрасывали – мы работу находили уволенным. А те, кого сегодня без разговоров выгнали, – это же завтрашние агрессивные лидеры территорий! Разве это не понятно?

– У многих складывается впечатление, что всем в регионе руководят люди в масках с автоматами. Вы – заместитель председателя облсовета. У него есть реальная возможность влиять на процессы в области?

– Полномочия областного совета – это выражение интересов громады. Его задача находить точки соприкосновения между громадой и властью. К сожалению, то, что происходит сегодня в области, – это полный паралич власти.

В нынешней ситуации председатель областного совета Валерий Николаевич Голенко пытается убеждать и одну, и вторую сторону, что противостояние – это путь вникуда. Слушать – слушают, но Киев пока молчит.

А ведь все вопросы, которые задают протестующие, относятся к компетенции Киева. И принимать решения должны в Киеве, на уровне Кабмина, Верховной Рады.

– Сейчас говорят о провозглашении Луганской народной республики. Как вы считаете, Владимир Николаевич, чисто теоретически она могла бы существовать?

– Меня очень сильно волнует, как сложится судьба Луганщины после референдума. Ведь после политических деклараций придется решать экономические проблемы.

Мы должны понимать: завтра встанет вопрос, из каких источников платить зарплаты бюджетникам, содержать и развивать коммунальное хозяйство. Должны видеть экономическую перспективу в целом.

Беспокоит и вопрос, из каких источников люди получат пенсии. В Луганской области 710 тысяч пенсионеров. Каждый месяц в регионе выплачивается 1,4 млрд гривен пенсий. Мы в области собираем на это максимум 700 миллионов. Я спрашиваю: через месяц после провозглашения республики кто и из каких источников добавит еще 700 миллионов, которые необходимы для выплат пенсионерам?

Всё это вопросы, которые надо решать.

– Главным фактором в развитии ситуации в Украине эксперты называют позицию России и лично Владимира Путина. На ваш взгляд, как разрешится теперешний кризис?

– Последние заявления президента Российской Федерации Владимира Путина говорят о том, я думаю, что Россия не намерена раскалывать Украину. (Имеется в виду пресс-конференция В.В. Путина 7 мая. – «РГ»). Он призывает к переговорам, призывает вырабатывать решение, которое будет понятно и приемлемо для всех.

На самом деле, кроме нас самих, никто не урегулирует ситуацию на нашей земле. И это именно мы, те, кто хочет мира в Украине, должны садиться за стол переговоров.

Я просто удивлен недальновидностью нынешней власти, тем, что она не понимает: решение вопросов, которые поднимают жители Востока, поставит точку в политическом кризисе, и мы сможем строить будущее, создавать новую, процветающую Украину.

Александр Белокобыльский